Вечно живой
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

К 55-ЛЕТИЮ КИНОТЕАТРА ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА

Известнейшая фраза В.И.Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», в конце 1950-х годов в Норильске нашла свое реальное выражение. И новый, первый в городе широкоэкранный кинотеатр, в духе времени, получил имя Ильича. Решение о присвоении кинотеатру (как гласит документ – по просьбам трудящихся) имени вождя мирового пролетариата было принято за несколько дней до другого решения – о его открытии 5 мая 1960 года.

Новый кинотеатр органично вписался в архитектурный ансамбль Комсомольской площади, которую стали теперь именовать площадью трех кинотеатров, так как соседями «новичка» стали детский кинотеатр «Родина» и кинотеатр «Победа». Известно, что в ходе строительства внешний вид кинотеатра им.В.И.Ленина претерпел изменения, которые сделали здание с архитектурной точки более упрощенным, а с функциональной – менее просторным. Кроме того, после сдачи кинотеатра в эксплуатацию осталось множество недоделок – протекала кровля, были проблемы с отопительной системой и освещением. Эти недоделки пришлось спешно устранять, ведь на новый кинотеатр ложился основной план по обслуживанию норильчан кинофильмами. И все-таки новый кинотеатр впечатлял двумя большими залами (по 1200 мест каждый), современными техническими возможностями показа фильмов. Первые фильмы норильчанам показали на новом широком экране на майские праздники, и даже имя первого директора кинотеатра символично – им стала Майя Михайловна Гончарова. Среди премьер 1960 года – «Кочубей», «Сережа», «Дама с собачкой», в 1961 году норильские зрители увидели «Алешкину любовь», «Полосатый рейс», «Девчата», а лидером проката, безоговорочно стал фильм «Человек-амфибия», где блистали Анастасия Вертинская и Владимир Коренев. 


Проспект Сталина. Строительство кинотеатра. 1958 год


Несмотря на то, что средняя посещаемость кинотеатров   в городе в 1961 году составила 40 посещений на одного человека, план по кинопрокату   в этом же году не был выполнен ни одним кинотеатром. Среди причин такой неудовлетворительной, по мнению городских властей, работы называлась слабая работа со зрителями, отсутствие правильной рекламы, т.е. такой, «которая несла бы только украшательскую функцию, но и ориентировала бы зрителей в отношении предстоящих фильмов». К слову сказать, в «Ленина», как стали коротко называть кинотеатр с длинным названием горожане, первоначально практиковалась продажа входных билетов, в результате чего зал так переполнялся, что нарушались нормы пожаробезопасности. Горисполком в своем решении от 9 февраля 1962 года требует внедрить практику предварительной продажи билетов, заказов их по телефону и коллективных заказов билетов на предприятия. Работали общественные кассы на медном и никелевом заводах, на Норильской обогатительной фабрике. Широко практиковалась продажа билетов общественными кассирами. Директоров кинотеатров призывали повысить культуру обслуживания зрителей, обратив особое внимание на вежливость персонала кинотеатров, санитарное состояние, работу буфетов и ларьков. На одном из заседаний      комиссии по культуре было предложено даже организовать при новом кинотеатре детскую комнату.

Зрители тоже не должны были оставаться просто потребителями кинопродукции. При кинотеатрах создавались Советы содействия кинообслуживанию, куда входил актив зрителей. При участии таких Советов проводились зрительские конференции по фильмам, на которых проводились диспуты и обсуждения картин на моральные темы семейных и личных отношений.  Так, в 1961 году была проведена конференция по фильму «Битва в пути».

Кинотеатр им.В.И.Ленина имел преимущества показа фильмов первым экраном, что сделало его наиболее посещаемым в городе. Зрители стремились попасть прежде всего в большой кинотеатр, в связи с чем уже в 1962 году посещаемость кинотеатров «Родина» и «Победа» снизилась. Старые кинотеатры постепенно закрывались из-за невозможности их дальнейшей эксплуатации. Еще в августе 1961 года было принято решение о закрытии кинотеатра «Луч», с 1 января 1963 года прекратил свою работу кинотеатр «Победа», в 1965 году закрылся «Пионер». По данным отчета о работе учреждений культуры норильские кинотеатры в I квартале 1967 года посетили 736 тысяч зрителей, из них на долю кинотеатра им.В.И.Ленина приходилось 583 тысячи.

То ли из-за все тех же недоделок при строительстве, то ли вследствие высокой пропускной способности кинотеатра, уже в 1963 году начался затяжной капитальный ремонт здания, в ходе которого заново покрыли крышу и заменили систему отопления. Несмотря на то, что внутри помещение было отремонтировано полностью, парадный вход и фасад остались без изменений. Депутаты Городского Совета посетив кинотеатр осенью 1964-го, отметили, что плиты на входе выбиты, двери повреждены, что очень портит внешний вид здания. В составленной ими по итогам проверки состояния кинотеатра справке читаем: «необходимо помочь администрации кинотеатра отремонтировать фасад, крыльцо и двери», так как средств на это не хватило.

Тем не менее кинотеатр им.В.И.Ленина был одним из самых популярных мест, где проводили свой досуг норильчане. Сеансы начинались с самого утра и шли до позднего вечера. На сеансы, идущие после 18 часов дети и подростки не допускались, о чем говорится в приказе по отделу культуры от 27 июня 1961 г.  


Широкоэкранный кинотеатр им. Ленина на Ленинском проспекте. 1970 год


К рекламе кинофильмов относились достаточно серьезно, так как именно она обеспечивала приток зрителей.  Приказом заведующего отделом культуры от 13 мая 1960 г. директорам кинотеатров города запрещалось выпускать на экран фильм без рекламы. Расписание сеансов должно было публиковаться в газете «Заполярная правда» и размещаться на рекламных уличных щитах. Не всегда, правда, удавалось действовать оперативно, и реклама новых фильмов вывешивалась слишком поздно, а афиши старых фильмов порой забывали вовремя снять. Уже в начале 1970-х гг. значительная доля рекламы транслировалась через телерадиовещание, для чего особое внимание уделялось тщательному подбору частей из рекламируемых фильмов. Популярна была «реклама на ткани» – полотнища с изображением сцен из фильма размещались на городских зданиях, в том числе, на здании кинотеатра,

Интересно, что в официальных документах тех лет, поставлена проблема невыполнения плана кинопоказа по советским фильмам. Но не на все. Так, в 1967 году фильм «Верность матери» посетили 19 % горожан, «Туннель» - 19,2 %, «Радуга» - 10,7 %, «Я солдат, мама» - 9 %. В то же время на экраны вышли такие кинохиты как «Вий» с красавицей Натальей Варлей, «Кавказская пленница или другие приключения Шурика», «Свадьба в малиновке», «Неуловимые мстители», голливудский «Спартак», собирающие полные залы. На франко-итальянский «Фантомас» билеты было разрешено продавать за два месяца. Неудивительно, что одной из главных задач руководства кинотеатра стало «повышение идейного содержания и партийной направленности репертуара». Кино не только развлекало, оно воспитывало. В 1969 году 50-летию Ленинского комсомола посвящались праздничные показы фильмов «6 июля» по пьесе М.Шатрова и «Софья Перовская».  К юбилею со дня рождения В.И.Ленина готовилась к показу тематическая хроника: «Идеи Ильича непобедимы», «Они боролись за наше счастье», «Вечно живой». К 50-летию советского кино прошел кинофестиваль с показами на тему «Твой современник на экране», «Искусство мастеров советского кино».

Соцсоревнование – примета тех десятилетий. В ходе соцсоревнования кинотеатр им .В.И.Ленина в 1960-1970-е гг. перевыполнял план по валовому сбору, по обслуживанию посетителей и по количеству киносеансов. В 1969 году большинство фильмов в прокате составляли советские – более 73 %, фильмы демократических республик – 17%. Меньше всего на экраны выходило картин производства капиталистических стран – менее 10 %. В репертуаре кинотеатра в ноябре 1967-го – «приключенческий фильм, посвященный нелегкому труду работников госбезопасности» производства Болгарии «Опасный полет», детектив «Фальшивая Изабелла» (Венгрия), социальная драма «Бомбей в объятиях ночи» (Индия), мосфильмовские «Далеко на западе» и мелодрама «Каждый вечер в 11». Почти все сеансы были удлиненными, так как в начале зрители обязательно должны были просмотреть документальную хронику на различные темы. Например, к экранизации романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо» прилагалась хроника «Художник В.Серов».   Перед просмотром картины «Сестра Керри» с Лоуренсом Оливье в главной роли зрителя ждала короткометражная лента «Как заполучить послушного ребенка». Перед началом сеансов в кинозалах кинотеатра велась лекционная работа со зрителями. Лекции, сопровождаемые показом короткометражных научно-популярных фильмов, читались членами общества «Знание». Тематика более чем разнообразна: «Киноискусство Грузинской ССР», «За здоровый быт», «Спорт для каждого» ко Дню физкультурника, «Уходя из дома – выключи приборы».   Такой культурно-просветительской деятельностью кинотеатра за первые три месяца 1972 года было охвачено почти 169 тысяч зрителей.

В преддверии XXIV съезда КПСС в марте 1971 г. прошел кинофестиваль «От съезда к съезду», в рамках которого шел тематический показ фильмов, оформлялись выставки в фойе кинотеатра «Образ В.И.Ленина в кино», «О трудовых успехах, трудящихся комбината». В период подготовки к съезду перед коллективом кинотеатра была поставлена задача усилить показ фильмов ленинской тематики и добиться, чтобы эти фильмы каждый житель города посмотрел не менее одного раза. Тематические кинопоказы в дни каникул проводились и для школьников, например, по военно-патриотической тематике. В начале 1973 года ребята в дни зимних каникул могли посмотреть вышедший на экраны фильм «А зори здесь тихие».


Кинотеатр им. В.И. Ленина. 1972 год (автор неизвестен)


Среди соцобязательств – не реже одного раза в квартал проводить премьеры лучших советских фильмов в торжественной обстановке. В январе 1973 года во Дворце культуры комбината работники «Ленина» провели для норильских школьников премьеру фильма «Зимородок», в торжественном прологе которой принимал участие ветеран войны, партизан Валерий Семенов. Весной 1973 года был проведен общественный просмотр с последующим обсуждением картины С.Герасимова «Любить человека».

Иными словами, это было совсем другое кино. В «лихие» 1990-е для кинотеатра настали не лучшие времена. В течение 1997 года его посетили всего 4660 зрителей (это против 1 миллиона 800 тысяч тридцать лет назад!).  Кассовые сборы от кинопроката едва позволяли покрыть расходы на текущий ремонт и обеспечение нормальной работы всего здания. Киноаппаратура безнадежно устарела и многие новые ленты показывать на ней было нельзя. Фильмофонд не пополнялся, в 1997 году был приобретен только один фильм «Котёнок», предназначенный для детской аудитории.  Норильчане почти перестали ходить в кино. 

Из отчета о работе кинотеатра за 1997 год: «Крайне неустойчиво положение кинотеатра. Планы Управления культуры и искусства закрыть кинотеатр на реконструкцию не дают возможности создать инициативную творческую группу. Практически весь год кинотеатр работал без методиста и художника».

Решение о закрытии кинотеатра было принято, в 2000 году после реконструкции здания, в нем поселился городской музей. И все-таки почти сорок лет кинотеатр им. Ленина был знаковым местом. Он был и остается одним из самых красивых зданий в городе.  Здесь поклонников кино (а ими были все без исключения) ждал целый мир. Для многих сегодняшних норильчан кинотеатр им.В.И.Ленина – это воспоминания детства, первые свидания и первые кумиры, смотрящие с экрана.